Дизайн интерьера

Цветофактурная карта как способ выбора гармоничной палитры интерьера

В дизайне интерьера, как и в строительстве самого здания, не должно быть ничего случайного. Если хотите получить приятную глазу, модную и стильную обстановку, должны продумать всё заранее — по примеру дизайнеров, которые предварительно составляют цветофактурную карту. Что это такое и какие преимущества даёт, будем разбираться в этой статье.

Набор фактур и расцветок для проектируемого интерьера

Для чего нужна цветофактурная карта

В отделке интерьеров существуют стереотипы: белый потолок, пастельные стены, пол с фактурой дерева, и большинство людей они вполне устраивают. Однако вкусы у всех разные, и многим людям хочется нестандартного — чего-то такого, что сделает их жилище индивидуальным, не похожим ни на какое другое.

  • Одной из главных задач в этом случае является подбор цветовой гаммы, ведь она не только формирует настроение, но и нередко влияет на самочувствие. Справиться с ней поможет составленная загодя цветовая карта, на основе которой уже можно будет подбирать не только отделочные материалы, но и мебель, предметы декора.
  • Опираться при составлении карты нужно на свои ощущения и пристрастия, разложив перед глазами все предметы, которые лично вам очень нравятся. Это может быть всё, что угодно, начиная от обрезков тканей, красивых пуговиц или бусин, и заканчивая журнальными вырезками или постерами. Главное, чтобы всё это вызывало только положительные эмоции.
В поиске наилучшего цветового сочетания помогут даже ёлочные игрушки
  • Сформировав своеобразную коллекцию, попробуйте скомпоновать в карту предметы по цветам и фактурам так, чтобы получить наиболее гармоничное сочетание. Можете смело экспериментировать, сочетая, к примеру, куски обоев, что остались от предыдущего ремонта, фрагменты зеркала, цветного стекла или старой ткани, и это может помочь натолкнуться на удачную мысль.
  • То сочетание, которое вам понравится больше всего, можно положить в основу будущего интерьера, оно станет залогом комфортного пребывания в помещении. Не бойтесь использовать яркие или даже экстравагантные цвета — никто ведь не говорит, что в них надо красить потолок или стены.
  • Эти цвета можно использовать в качестве акцента — и даже не в отделке поверхностей, а в аксессуарах в виде светильников, диванных подушек или штор. Главное, чтобы акценты не «жили» сами по себе, а дублировались минимум ещё в одном предмете. Несколько удачных на наш взгляд решений представлено ниже.
Одно кресло и одна диванная подушка дублируют оттенки фотообоев
Яркие стенные панели и подушки оживляют интерьер
Диван нестандартной формы и яркой расцветки может быть прекрасным акцентом
В цветовой гамме интерьера участвует даже подсветка
Яркий фон повешенных на стену картин акцентирует внимание на себя

Как составляется цветофактурная карта

Собрав комфортную коллекцию оттенков, можете приступать к составлению цветофактурной схемы путём наклеивания образцов на лист плотной бумаги или картона, и хорошо, если на него будет нанесён план отдельного помещения, целого этажа (если в частном доме) или всей квартиры.

Клеить нужно в таком порядке, в каком материалы данного цвета будут внедряться в интерьер. Например, первым отделывается потолок — значит, именно с него и формируется ваша цветофактурная карта. Затем обозначьте цвет стен и напольного покрытия, поверх которых можно будет клеить образцы оттенков мебели (с учётом её расстановки), штор, светильников и других деталей.

Важно: Необходимо обращать особое внимание на пропорции предметов относительно друг друга и самого помещения. Большой светильник, к примеру, будет уместен только в просторной комнате, но при этом его площадь не должна быть больше габаритов дивана.

Форма торшера подчёркивает Г-образную конфигурацию дивана

Скомпоновав таким способом цветовую карту — а процесс её создания довольно увлекателен, вы уже без проблем сможете подобрать отделочные материалы. Пусть они окажутся не точно такими же, как на карте (несколько иной может быть фактура, узор или орнамент), но цветовая гамма получится очень близкой к вашему идеалу. Изображения предметов мебели и декоров можно просто вырезать из каталога магазина или распечатать с сайта.

В итоге может получиться даже лучше, чем на предварительной схеме, к тому же вы значительно сэкономите время, затрачиваемое на покупки. Если оформляете весь дом или квартиру, постарайтесь всё же сделать цветовую карту для каждой комнаты в отдельности — примерно так, как показано ниже.

Подбор материалов и предметов для отдельной комнаты

Поиск удачного цветового решения — что нужно принимать во внимание

Решать проблему поиска цвета приходится всегда, независимо от того, делается ли минимальный ремонт с целью освежить интерьер, затевается ли полная реконструкция помещений, либо производится первичная отделка. Даже необходимость повесить новые шторы возвращает нас к этому же вопросу, так как от цветовой палитры зависит и производимое впечатление, и настроение.

  • Особенно в ярком окружении нуждаются дети, хотя у взрослых отсутствие цвета и его монотонность тоже вызывает безразличие и апатию. Значит, цветофактурная карта детской должна быть яркой, но нельзя впадать и в крайности, перегружая интерьер неорганизованным и хаотическим многоцветием.
  • Возможности красок неисчерпаемы, и они издавна использовались в отделке зданий. Удачное сочетание оттенков способно эстетически заменить сложные архитектурные детали, визуально изменить пропорции помещения, сделать его более светлым и просторным, чем есть на самом деле.
  • В отличие от фасада, интерьер обладает многообразием предметов, что позволяет вносить краски с их помощью. Именно поэтому, насыщая помещение цветом, нужно брать во внимание не только конструктивные поверхности, но и всё остальное, что будет присутствовать в комнате. То есть, цветовую гамму нужно изначально задумать.
Классический интерьер с красно-золотыми цветовыми акцентами

Свойства цвета

У любого цвета есть множество второстепенных характеристик, за счёт которых он и оказывает психофизическое воздействие:

  1. Тон. Это первичная характеристика, определяемая длиной световой волны, которая и даёт название цвету (красный, жёлтый и т.д.). Имеет различную яркость и чистоту, которые при окрашивании могут меняться путём добавки пигмента.
  2. Яркость. Её шкала ахроматическая. Тональность определяется интервалом между белым и чёрным, в промежутках между которыми находятся все серые оттенки.

На заметку: В интерьере белый цвет почти всегда присутствует, как минимум в оконных блоках, откосах, в большинстве случаев в потолке. У чёрного есть свои почитатели, но чаще его используют лишь как средство создать контраст или расставить акценты. Самым популярным можно считать промежуточный серый цвет, так как он является отличным фоном для любого другого.

Современный взгляд на чёрный цвет в интерьере
  1. Насыщенность. Чем ближе оттенок к спектральному, и чем меньше содержит белого или чёрного, тем более насыщенным он является.
  2. Фактура цветной поверхности. Говорить о цвете, не беря во внимание его носитель, не имеет смысла, потому что разные материалы одинаково цвета будут смотреться абсолютно иначе. Отличаются они за счёт разной фактуры — степени гладкости и отражающих свойств поверхности (матовая, глянцевая, блестящая).

На заметку: Изменение фактуры полностью меняет внешний вид материала и вносит свои коррективы в восприятие интерьера. Отражающие поверхности, к примеру, делают его нарядным, создают иллюзию простора, да и просто вносят разнообразие.

Штукатурка с эффектом полированного мрамора в дизайне столовой
  1. Активность цвета. Именно она оказывает физиологическое воздействие и может успокаивать, возбуждать или угнетать. Самыми активными считаются красный и оранжевый, но субъективно их воздействие зависит от окружения, с которым сочетается. Фиолетовые и синие цвета (а так же серый) являются пассивными — то есть оказывают противоположное действие. Ахроматические (белый и чёрный) тоже отличаются высокой активностью.
Фиолетовый цвет снижает активность оранжевого

Композиционирование цвета

Зная о цветовых закономерностях композиции, можно научиться управлять цветом, придавая хаосу порядок и стройность. Проще всего для этой цели использовать природные сочетания, и это самый беспроигрышный вариант. Вот лишь несколько подобных примеров:

  • Градация цвета с размытыми границами — как в радуге.
  • Соприкасание цветных поверхностей, разделяемых контуром (часто используют в витражах, в отделке стен).
  • Сопоставление фона с фигурой, имеющей чёткие или размытые границы (например, барельефы на стенах).
  • Накладкой цветных полос друг на друга, без создания чётких границ.
  • Последовательное сопоставление цветов, близких по тону.
  • Смешение цветовых полос или точек, цветные сетки (только в качестве акцента).
Кухня в готическом стиле с витражом
Контурное разделение цвета в отделке стены
Благодаря фигуре цвет несёт в себе ещё и смысл
Невероятно гармоничное смешение цветовых полос

Система гармоничных соотношений цвета всегда должна опираться на закономерность композиции и контраста. При этом восприятие цветосочетания зависит не только от тональности и гаммы, но и членения фонового поля, гармонии рядов, симметрии, ритма или асимметрии. Наиболее эффективным инструментом для обогащения композиции является контраст, способный повысить активность ненасыщенного цвета.

Влияние света на цвет

Понятия цвета и света неразделимы, потому что в ограниченном пространстве, коим и является интерьер, психофизическое воздействие цвета полностью зависит от освещённости. Это надо учитывать, когда составляется цветофактурная карта. Недостатки, допущенные в организации комнатного освещения, могут свести на нет все старания, и зрительно деформировать или исказить, казалось бы, удачное цветовое решение.

  • Особенность белого света, источником которого являются рассеянный в атмосфере свет и прямые солнечные лучи — это непостоянство яркости и спектра. Попадая в помещение через окна, они создают приподнятое настроение и тонус, игрой света и тени разнообразят интерьерную цветовую гамму.
  • Рассеянный свет носит спокойный и мягкий характер, не создаёт теней, не утомляя тем самым зрение, выявляет подлинную, а не искажённую форму пространства. При недостатке естественного освещения, его получают с помощью ламп, под светом которых цветовое решение воспринимается более устойчиво.
  • Но в их спектре преобладают жёлтые лучи, под которыми: тёплые цвета выглядят как более светлые; холодные цвета становятся более тёмными, и порой кажутся чёрными; трудно различаются зелёный и голубой, светло-жёлтый и белый.
  • Подбирая краски для интерьера, эти аспекты нужно тоже учитывать. Если хотите, чтобы интерьер гостиной создавал впечатление праздничности и парадной приподнятости, спроектируйте освещение так, чтобы оно составило не менее 150 лк.
  • Обеспечивать его не обязательно должна одна огромная люстра, можно использовать различные виды потолочных и стенных подсветок. Разнообразие современных светильников столь огромно, что вполне можно обойтись и вообще без люстры — но тут нужно ориентироваться на стилистику помещения.
Светильники на шинопроводе позволяют обойтись без люстры

Для хорошего освещения важно, чтобы в интерьере были отражающие поверхности, и главным в этом плане считается напольное покрытие. Его тон, фактура и насыщенность цвета воспринимаются наиболее активно — они хорошо различаются, а потому играют главенствующую роль в общей освещённости комнаты. Так что, если света слишком много, светлый пол будет только раздражать, а тёмный внесёт необходимую гармонию.

Заключение — цветофактурная карта и тонкости ее составления

При выборе цвета, необходимо сопоставлять и площади отделываемых поверхностей. Если сравнить два равных по размеру участка стены, окрашиваемых в разные цвета, то более тёмный визуально будет восприниматься, как меньший по размеру. Точно так же работает и более выраженная фактура, более насыщенный тон.

Акцентная стена в детской спальне

Самые большие по площади поверхности — обычно это пол или потолок, больше всего находящиеся в поле зрения — лучше оформлять в светлых тонах. Стены по факту являются фоном для мебели, предметов обихода и декора, поэтому тоже не должны иметь слишком насыщенный цвет. И лишь одну из них — наиболее свободную, можно отделать с применением ярких или густых красок, броских контрастов, геометрических фигур или чётко выраженных фактур.

Назаров Владимир

Специалист по ЛКМ — лакокрасочные материалы для внутренних и наружных работ (деревозащитные составы, лаки, эмали, воднодисперсионные и структурные краски, декоративные материалы).

Поделиться
Опубликовано
Назаров Владимир

Свежие статьи:

Металлический забор из прутьев

Выбирая ограждение, чаще всего сегодня в поле зрения попадают секционные ограждения из железных прутьев. Но…

2 месяца Назад

Секционная заборная система

Секционное ограждение высокого качества – это такой забор, который сочетает в себе наилучшие характеристики всех…

2 месяца Назад

Лист нержавеющий AISI 304 08Х18Н10: универсальный материал для различных отраслей

Нержавеющая сталь марки AISI 304 08Х18Н10 заслуженно пользуется широкой популярностью в различных областях промышленности и…

2 месяца Назад

Правила эксплуатации дизельных генераторов 12 кВт

ДГУ 12 кВт представляют собой надежные и эффективные источники электроэнергии, которые широко используются как в…

2 месяца Назад

Дожимающие поршневые компрессоры: что это и где используют?

Дожимающие поршневые компрессоры, также известные как бустеры, являются важным элементом многих промышленных процессов. Эти устройства…

2 месяца Назад

Ковры для детской комнаты: безопасные и практичные варианты

Выбор ковролина для детской комнаты — задача ответственная и многогранная. Родители стремятся обеспечить детям комфорт…

3 месяца Назад