Грамотная планировка офисного пространства – залог успеха любого бизнеса. Это и высокие показатели производительности труда сотрудников, и здоровая атмосфера в рабочем коллективе.
Зонирование пространства не имеет единого правила, но, продумывая планировочное решение офисного помещения, руководителям следует учесть такие базовые моменты, как специфику своего бизнеса, количество сотрудников, планирующихся к размещению в помещении, а также собственные предпочтения. Оборудовать или не оборудовать кухню в офисе, места для приема пищи, зоны отдыха и прочие преференции для рабочего персонала – каждый руководитель решает лично для себя.
Если того требует направление деятельности компании, в офисе, помимо стандартной рабочей зоны со столами и оборудованием, может быть обустроена переговорная, приемная секретаря, кабинеты руководящего состава, санузлы, душевые и т.д. Могут потребоваться и специализированные помещения, такие как зона обслуживания клиентов, серверная, склад.
Основные виды организации офисов
Комфортную среду для сотрудников можно организовать в пространствах с отличающимися характеристиками, при этом бюджет и масштаб компаний тоже могут быть разными.
Рассмотрим 4 основных типа планировки, которые принято выделять при зонировании офисного пространства.
Кабинетная
Классическая система зонирования пространства, где персонал размещается по отдельным кабинетам в зависимости от выполняемого функционала. Такая планировка характерна для организаций, имеющих в приоритете приватность, что, например, очень удобно для медицинских учреждений.
Однако организовать офис в виде стандартной кабинетной системы весьма недешево и не всегда оптимально: лишние межкабинетные перегородки, длинные коридоры и двери съедают полезные квадратные метры, а затраты на оформление интерьера с учетом подобных элементов существенно увеличиваются. Не может похвастаться кабинетная планировка и уровнем командного духа, равно как и эффективностью работы размещенного в таких сепарированных условиях персонала. Каждый отдел, по сути, обособленно работает в своем кабинете и мало взаимодействует с прочими подразделениями.
Открытая
Офисы с планировкой открытого типа впервые появились в США в начале XX века. В России формат open space https://airportcity.spb.ru/office-rental/jupiter-1/ еще несколько десятков лет назад вызывал настороженность, однако все больше применяется в организации офисных пространств в настоящее время.
Основная отличительная особенность open space зонирования – возможность размещения персонала на одной большой территории, разделенной на зоны легкими перегородками и предметами мебели. В зависимости от нужд коллектива планировка открытого пространства мобильно видоизменяется, а при необходимости на время организуются требуемые изолированные помещения: кабинет руководителя, переговорная и т.д.
Достоинства открытой планировки офиса в следующем:
- легкость перепланировки в зависимости от возникающих целей и проектов, изменений штата и т.д.;
- оперативное взаимодействие между всеми сотрудниками и подразделениями;
- повышенная продуктивность персонала, работающего в единой команде;
- ощущение свободного пространства и наличие большего количества воздуха;
- подконтрольность персонала в силу обозримости пространства;
- экономия в организации интерьера.
Недостатками open space системы являются отсутствие у служащих возможности уединиться, повышенная психологическая нагрузка сотрудников из-за постоянного присутствия на виду и ощущения подконтрольности, быстрое распространение вирусных инфекций.
Смешанная
Тип планировки, объединяющий в себя все достоинства двух вышеописанных видов. Обычно при таком зонировании пространства организуется общий зал для персонала, в котором работает большая часть сотрудников. Руководящему составу организуются отдельные кабинеты на прилегающей территории. Зоны отдыха и приема пищи – общие.
Смешанная планировка офисного пространства зачастую создается по заранее согласованному дизайн-проекту непосредственно под нужды конкретной компании и, как следствие, отличается продуманностью всех элементов и максимальной практичностью.